Преобразования Н.С. Хрущева затронули разные стороны жизни советского общества и были отчасти связаны с критикой культа личности И.Сталина.
Реформа управления
В конце
января 1957 г. широкому кругу руководителей страны для обсуждения была
разослана записка Н.С. Хрущёва об улучшении руководства промышленностью и
строительством. Суть записки заключалась в предложении отменить ведомственное
подчинение предприятий и отдать их в ведение регионов.
После
обсуждения, в мае 1957 г. был принят закон об управлении промышленностью через
Советы народного хозяйства (совнархозы), подчиненные непосредственно Советам
министров союзных республик. Реформа заключалась в делении территории СССР на
так называемые «экономические административные районы» с созданием в пределах
областей, краев и республик Союза ССР сети территориальных советов народного
хозяйства, в ведение которых были переданы предприятия, ранее находившиеся в
подчинении промышленных и агропромышленных министерств. Одновременно
упразднялось множество министерств, как федерального так и республиканского
значения.
В ноябре
1962 г. пленум ЦК КПСС по инициативе Хрущева взял курс на перестройку по
производственному принципу всех руководящих органов. Партийные организации - от
областных и ниже – делились на промышленные и сельские. После этого областные
организации и управления связи, торговли, народного образования,
здравоохранения, подчинявшиеся и промышленным и сельским партийным и советским
органам, стали ежедневно получать дублирующие постановления и распоряжения по
одним и тем же вопросам.
В 1962-1963
гг. произошло дальнейшее укрупнение совнархозов, над ними надстраивались новые
органы (республиканские и общесоюзные СНХ). В марте 1963 г. был создан Высший
Совет народного хозяйства, фактически возрождавший централизованную структуру
управления экономикой.
Для
проведения единой технической политики, вместо упразднённых промышленных
министерств были образованы государственные производственные комитеты —
отраслевые органы управления, которые сосредоточили в своем ведении
научно-исследовательские, конструкторские и проектные организации, для оказания
прямой помощи подведомственным совнархозам предприятиям. От децентрализации
перешли к централизации, но попытки скорректировать реформу все равно не смогли
дать необходимый импульс для экономического развития, поскольку сформированная
еще в 30-е гг. командно-административная система управления продолжала
существовать и при попытке введения некоторых черт территориального управления.
В июле 1964
г. Хрущев предложил идею очередной перестройки управления сельским хозяйством:
намечалось создание около дюжины специализированных главков, отвечавших за
производство отдельных видов продукции. Подъем сельского хозяйства и увеличение
производства средств потребления, он предлагал осуществить за счет сокращения
расходов на армию и на вооружение.
Промышленность
В 50-х годах
СССР осуществил первый этап научно-технической революции XX в., выразившийся в развитии
новых отраслей хозяйства, таких как электроника, атомная энергетика,
космонавтика. При этом опережающими темпами развивалась тяжелая промышленность,
предприятия группы «Б» (легкая, пищевая и др. отрасли) развивались медленней,
однако и их рост был двукратным. На годы Хрущева пришлось 2 пятилетки
(1951-1955; 1955-1958) и семилетка (1959-1965).
Среднегодовые
темпы роста промышленного производства в СССР в 1951-1955 гг. составляли, по
официальным данным, 13,1%, а 1956-1960 гг. – 10,3%, в 1961-1965 гг. – 8,6%.
27 июня 1954
г. дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске. В июне 1959 г.
была перекрыта Ангара, где возводилась Братская ГЭС, ставшая после введения
всех мощностей, в 1964 г. мощнейшей в мире.
Курс на
перестройку топливно-энергетического комплекса страны был взят в 1956-1961 гг.,
СССР постепенно отходил от использования угля в пользу газа и нефти. Развитие
газовой промышленности на территории Северного Кавказа и Поволжья позволило
газифицировать более 160 городов. В 1962 г. началось освоение первых богатых
нефтью месторождений в Сибире. К 1963 г. суммарная добыча нефти и газа впервые
в истории СССР превысила долю угольного топлива.
Аграрная реформа
Новый курс,
провозглашенный в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, провозглашал
среди прочих подъем сельского хозяйства, переживавшего непростые времена.
Основы новой аграрной политики были утверждены на сентябрьском пленуме ЦК КПСС
в 1953 г. С этого времени укреплялось экономическое положение колхозов, был
уменьшен размер сельхозналога, повышались закупочные цены. Хозяйствам
предоставили кредиты, поступала новая техника. Для укрепления руководящих
кадров колхозов на работу в них направлялись партработники
(«тридцатитысячники»).
В 1954 г.
стартовала кампания по освоению целинных земель в Казахстане, Сибири, Урале и
Поволожье. Уже в первые три года кампании удалось освоить 32 млн га новых
земель. Последовал резкий скачок с небывалыми урожаями. Большую роль в освоении
целины сыграл комсомольский призыв. Но из-за ветровой эрозии почв большую часть
освоенных земель пришлось перевести под пастбища. Нечерноземный центр страны
пришел в полный упадок, из-за повышенного внимания к целине (вся техника,
молодежь направлялась туда).
В 1957 г.
Хрущев заявил, что в ближайшие годы СССР не только догонит, но и перегонит США
в производстве мяса, молока и масла на душу населения. Это соревнование
обернулось конфузом, связанного с приписками и массовым забоем скота. Наиболее
известным стал случай, произошедший в Рязани, секретарь местного обкома А.Н.
Ларионов получил звание Героя Соцтруда, но в конце 1960 г. обман раскрылся и
секретарь застрелился.
В феврале
1958 г. было принято решение о реорганизации машинно-моторных станций (МТС) в
ремонтно-тракторные станции при колхозах. Подобное слияние легло тяжким
бременем на небогатые колхозы, которые были вынуждены приобретать технику. Для
решения этой проблемы Хрущев предложил пойти на укрупнение колхозов –
преобразовать их в совхозы. Затем были созданы и совнархозы.
В целях
скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели
наступление на личные подсобные хозяйства. У колхозников вновь были урезаны
земельные участки (с 1,5 сотки в расчете на один колхозный двор в 1955-1956 гг.
до одной сотки в 1959-1960 гг.; в 1950-1952 гг. приходилось 32 сотки),
насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного
осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В
итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства.
После визита
руководителя СССР в США в 1959 г. кукурузная эпопея стала также частью имиджа
Хрущева – эту культуру стали усиленно насаждать везде, даже там, где она в
принципе расти не могла. Сокращение посевов ржи и пшеницы ради кукурузы привело
к общему снижению сбора зерновых. Поэтому неурожай 1962 г. привел к нехватке
пшеницы и ржи. Дефицит пришлось восполнять закупкой пшеницы у США. После этого
стало понятно, что сельское хозяйство нуждается в иных выходах из кризиса. В
декабре 1963 г. пленум ЦК принял специальное постановления по развитию
химической промышленности, перед которой ставилась задача по развитию
минеральных удобрений в сельском хозяйстве. Отдача от этих мер пришлась уже на
70-е гг.
Социальные реформы
Установлены
нормы рабочего времени, в частности – 6-часовой рабочий день для подростков
16-ти лет. В 1956 г. рабочий день рабочих и служащих по субботам и в
предпраздничные дни был сокращен на 2 часа, с 1957 г. начался переход на
семичасовой рабочий день. В марте 1957 г. были снижены налоги на рабочих и служащих.
Активно
расширялся фонд жилья, при этом жилищное строительство базировалось на
индустриальных методах, символом нового типового домостроения стали московские
Черемушки. В конце 50-х – первой половине 60-х гг. по темпам строительства и
количеству вводимой жилой площади СССР вышел на первое место в мире. Жилой фонд
страны увеличивается на 40% за семилетку. Это подтолкнуло развитие связанных со
строительством отраслей экономики. Правда, построенное жилье, вошло в историю
под названием «хрущобы», но зато в стране был разрешен жилищный кризис,
коммуналки постепенно стали уходить в прошлое. За 1956-1960 гг. в новые
квартиры переселилось почти 54 млн. человек.
С сентября
1956 г. было принято решение об отмене оплаты обучения в старших классах и
вузах. В 1958 г. вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя
политехническая школа. Желающим получать полное среднее образование нужно было
продолжать обучение в средней политехнической школе (в ПТУ, в вечерней или
заочной школе), а для тех, кто хотел продолжить образование в вузе вводился
обязательный производственный стаж. Но подобная реформа не достигла нужного
эффекта, уровень образования упал, и с 1964 г. средняя школа вновь стала
десятилетней.
При Хрущеве
произошло радикальная реформа пенсионного законодательства, с июля 1956 г.
пенсию стали получать мужчины после 60 лет и женщины с 55 лет. С февраля 1958
г. началась постепенная паспортизация крестьян-колхозников. В июле-ноябре 1964
г. был принят комплекс мер о выплате пенсии крестьянам, что стало последней
инициативой в карьере Н.С. Хрущева. Впервые в истории советской деревни, пенсии
по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины – 60 лет. Выплаты
производились из фонда, созданного за счет средств из колхозов и
государственного бюджета. Но при этом надо отметить, что пенсии колхозников
были существенно ниже, чем у рабочих и служащих.
Итоги реформ
Положительным
результатом реформ Н.С. Хрущева были внушительные по сравнению с экономически
развитыми странами количественные экономические показатели. В частности, к 1965
г. национальный доход СССР увеличился на 53% по сравнению с 1958 г.,
производственные фонды выросли на 91%, производство промышленной продукции — на
84%. Реальные доходы населения выросли на одну треть.
В то же
время многочисленные реформы так и не смогли решить вопрос модернизации
экономики. После неудач противоречивой преобразовательной деятельности
Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости от постоянного реформирования,
и после него началась эпоха «застоя»
КОСЫГИНА РЕФОРМА 1965 ГОДА - совокупность мер,
направленных на повышение эффективности экономики.
Осуществлялась
по инициативе и под руководством председателя СМ СССР А.Н.
Косыгина. В разработке реформы участвовали Н.К. Байбаков, А.В. Бачурин,
Л.И. Абалкин, А.И. Анчишкин, Л.М. Гатовский, Р.А. Белоусов, В.С. Немчинов,
Л.В. Канторович, С.С. Шаталин и др.
Основные цели
и направления реформы были сформулированы в решениях Пленума ЦК
КПСС (сентябрь 1965 года), постановлении ЦК
КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении
экономического стимулирования промышленного производства» от
4 октября 1965 года и в утверждённом тогда же СМ СССР «Положении о
социалистическом государственном предприятии». Государственные комитеты
по отраслям промышленности и совнархозы были упразднены, вместо них
образованы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские
министерства. Территориальный принцип в организации материально-технич.
снабжения был сохранён. Предполагались существенное расширение самостоятельности
и прав предприятий, переход к стимулированию их деятельности в зависимости
от показателей не только количественного, но и качественного,
экономически эффективного роста, что должно было внести в экономич.
организацию элементы состязательности ради достижения лучших результатов
и даже определённой конкуренции. В качестве главного показателя
эффективности работы предприятия вводился показатель объёма реализованной
продукции (вместо объёма валовой продукции) и прибыли, что, как
ожидалось, должно было способствовать учёту спроса населения и производственных потребителей
на разнообразную, современную и качественную продукцию. Предусматривалось
сокращение числа обязательных плановых показателей.
Реформой
предполагалось образование фондов экономического стимулирования
предприятий (материального поощрения; социально-культурных мероприятий
и жилищного строительства; развития производства) в зависимости от
темпов роста реализации продукции и уровня расчётной рентабельности
(отношение расчётной прибыли, образуемой при вычете из общей прибыли
платы за основные и оборотные средства, к среднегодовому размеру
этих средств) по нормативам, установленным для групп предприятий, близких
по своим производственно-технологическим и экономическим характеристикам.
Фонды поощрения на предприятиях планировалось формировать в значит.
мере за счёт дополнит. обязательств по увеличению объёмов произ-ва
и прибыли, в т. ч. за счёт сокращения издержек произ-ва, снижения
численности работающих, самостоятельной реализации на сторону
излишних основных фондов. Реформа системы оптовых цен должна была выправить
многочисл. сложившиеся ещё в период социалистич. индустриализации
деформации в ценах, тем самым обеспечить нормально работающим предприятиям
возмещение их затрат и формирование достаточной прибыли. Впоследствии
реформа цен была дополнена реформой амортизационной политики и
практики, с учётом важности политики амортизирования как для ценообразования,
так и для стимулирования технического прогресса.
Первоначально
реформа в основных своих направлениях была достаточно активно
и с одобрением воспринята как хозяйственниками, так и всей экономич.
общественностью, внеся значительное оживление в научную мысль
и практику. Она способствовала вскрытию и использованию
внутренних резервов предприятий (при прежней хозяйств. системе в
этом не были заинтересованы ни руководители, ни коллективы). К
1970 году на новые условия работы перешло свыше 90% предприятий
ведущих отраслей промышленности, а также 40% совхозов. Пятилетка реформы,
по данным официальной статистики, стала лучшей из всех пятилеток:
объём промышленного производства вырос на 50%, производительность
труда - на 39%, среднегодовые темпы прироста национального дохода
составили 7,7%.
Однако
вскоре выявились внутренние несовершенства, противоречия реформы,
не предвиденные её авторами. Отраслевая система управления через
министерства, главки, объединения (которых со временем становилось
всё больше) искусственно разрывала единую народно-хозяйственную
систему, не позволяя осуществлять программно-целевое управление ресурсами
и тем самым выхолащивая одно из гл. преимуществ плановой экономики
- концентрацию ресурсов на решающих направлениях. Кроме того,
в отраслевой системе управления зачастую игнорировались территориальные
проблемы, не обеспечивалось рациональное сочетание отраслевого и
территориального аспектов управления экономикой. Капиталовложения
и материальные ресурсы распределялись в большинстве случаев уравнительно,
что приводило к распылению сил и средств, их длительному омертвлению,
многочисл. долгостроям, срывало планы технич. перевооружения предприятий
и отраслей, несмотря на крупные закупки совр. оборудования за рубежом.
Практика
реформы вскрыла её глубинные проблемы, состоявшие в попытке соединить
противоречивые, взаимоисключающие элементы рыночной и
административной системы организации экономики. Не оказались
жизнеспособными и системы стимулирования по групповым нормативам,
т. к. в реальной экономич. жизни предприятия различались по множеству
производственных, технологических, экономических, географических и
многих других признаков.
Реформа в
её центральном звене, в хозяйственном механизме на уровне
предприятия, не преодолела главной проблемы планово-командной
организации экономики - отторжения ею технического прогресса.
При фактическом отсутствии рынка и его атрибутов (конкуренции,
перелива капитала и пр.) и господстве командных начал фонды развития
средств производства не смогли стать ресурсом и механизмом технологич.
модернизации, а показатели прибыли и реализации продукции
- сыграть решающую роль в повышении эффективности производства.
Цены, утверждаемые разветвлённой системой бюрократических структур,
при отсутствии подлинно рыночных механизмов их формирования также
не могли стать ориентирами и регуляторами хозяйственной деятельности
и (наряду с др. компонентами реформы) не могли предотвратить постепенной
экономической стагнации. Прежде всего по этим причинам, а также
из-за противодействия партийно-государственной номенклатуры, не
видевшей своего места в реформируемой экономической системе, уже через
3-4 года эффективность Косыгинской реформы стала снижаться и
вскоре реформа была свёрнута, за исключением отдельных, в сущности
формальных, элементов (сохранение фондов поощрения, платы за фонды
и др.).
В октябре
1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой
намечался переход общества к коммунизму. Первые десять лет (1961—1971)
отводились на создание «материально-технической базы коммунизма», последующие
(1971— 1981) — на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое
общество и передать функции государства органам самоуправления трудящихся. В
новом партийном Уставе закладывался механизм, призванный обеспечить обновление
и омоложение партийных кадров.
Однако на
практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах
партаппарата и не смогла привлечь на сторону реформаторов низших
партаппаратчиков. Противостояние консервативного руководства и либеральной
интеллигенции (в сфере идеологии и культуры) закончилось поражением последней.
Сокращение числа совнархозов и образование Высшего Совета народного хозяйства
при Совете Министров СССР завершили процесс воссоздания централизованной
экономической структуры (1963).
В октябре
1964 г. Н.С. Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был
смещен с высших государственных и партийных постов. Неустойчивость ситуации, к
которой приводили начинаемые реформы, восстановили против Хрущева разные слои
общества: бюрократию, технократов, партноменклатуру, военных. Пришедшая к
власти в 1964 г. группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм с
экономическими реформами. С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением
центральных промышленных министерств началась новая административная
централизация. Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб,
Госкомитет по науке и технике.
Вместе с тем
предприятиям была предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г.
приняты постановления «Об улучшении планирования и стимулирования
производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии
при социализме». К минимуму было сведено число обязательных показателей,
введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы,
общая сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в
распоряжении предприятий. Фонды стимулирования разделялись на фонд
материального поощрения (контролировался общим собранием трудового коллектива),
фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для нужд развития производства.
Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере
управления и планирования: вертикальная подчиненность хозяйственных органов
исключала их горизонтальное взаимодействие.
Договоры,
заключенные предприятиями друг с другом, должны были утверждаться вышестоящими
органами (так, позиция Госснаба не способствовала облегчению связей между
поставщиками и потребителями). Сталинскую формулу о «построении социализма в
одной стране» Хрущев в 1959 г. дополнил тезисом о том, что победа социализма к
этому моменту стала не только полной, но и окончательной. Дальше открывался
путь к коммунизму. Доктрина общенародного государства формулировалась в
контексте идеологии «перехода к коммунистическому обществу».
Она
предполагала существенную трансформацию социальной базы советского общества,
размывание граней между разными классами и слоями, а также городом и деревней.
Предполагалось расширить коллегиальные и демократические начала в
государственном управлении с последующим превращением его в «народное
общественное самоуправление».
Наметившаяся
на этой основе технократическая тенденция в руководстве экономикой и
государством пришла в столкновение с идеологической доктриной «партийности».
Противоречие разрешилось к середине 70-х гг., когда либеральные и
технократические тенденции (особенно ярко проявившиеся в чехословацких реформах
и «пражской весне» 1968 г.) были прерваны. Еще в конце 60-х гг. стал
формироваться жесткий внешнеполитический курс, опиравшийся на развитие
военно-промышленного комплекса страны. Военно-политическим центром для
проведения этой политики стал образованный в середине 50-х гг. Варшавский
договор. В экономической сфере внешнеполитический контроль СССР над странами
социалистического блока осуществлялся через посредство межгосударственных
организаций, координировавших работу промышленности, транспорта и распределение
энергии.
Реформаторские
начинания в социалистических странах (Югославия с конца 40-х гг., Венгрия в
1956 г., Польша в 70-х гг., Чехословакия в 1968 г., Румыния в 1974 г.)
наталкивались на жесткое сопротивление со стороны СССР вплоть до применения
вооруженной силы и ввода в эти страны войск СССР и его восточно-европейских
союзников. С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на
такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и
энергетика, взяли верх над реформаторским либерализмом и технократизмом.
На XXV
съезде КПСС (февраль 1976 г.) эта линия окончательно победила. Одновременно
происходили персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной
бюрократии, функции расширявшегося по составу ЦК все более переходили к
бюрократическим структурам его аппарата. В июле 1978 г. был принят новый Закон
о выборах в Верховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой
Конституции. В апреле 1979 г. он дополнен новым (прежний был принят в 1959
г.) Законом «О порядке отзыва
депутата Верховного Совета СССР» и Законом «О статусе народных депутатов в СССР». Предполагалось
повысить контроль Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им
органов.
С той же
целью был принят (в апреле 1979 г.) Регламент Верховного Совета СССР,
определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его
органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и
формирования подотчетных Верховному Совету органов. С 1957 г. Верховный Совет
СССР наряду с утверждением бюджета утверждал ежегодные хозяйственные планы
(ранее это была задача правительства).
Утверждение
долгосрочных (пятилетних, семилетних и т.п.) планов было исключительной
прерогативой Верховного Совета. В 1966 г. увеличилось число постоянных комиссий
Совета Союза Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законодательных
предположений, по иностранным делам и мандатной комиссиями формировались новые
(по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям
государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства). При
каждой из палат Верховного Совета СССР было создано 16 постоянных комиссий:
мандатная, законодательных предположений, по иностранным делам,
планово-бюджетная, по промышленности, транспорту и связи, строительству и
промышленности строительных материалов, сельскому хозяйству, науке и технике,
товарам народного потребления и торговле, жилищно-коммунальному хозяйству и
бытовому обслуживанию, здравоохранению и социальному обеспечению, народному
образованию и культуре, вопросам труда и быта женщин и охране материнства и
детства, делам молодежи, охране природы и рациональному использованию ресурсов.
Рекомендации постоянных комиссий подлежали обязательному рассмотрению
государственными органами и учреждениями.
В апреле
1979 г. было принято новое Положение о постоянных комиссиях. В 70-х гг.
возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, выполнявшего роль организатора
всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная (за правительствами)
деятельность Верховных Советов (СССР и республик) и законотворческая
деятельность Верховных Советов союзных республик. В 1962—1963 гг. местные
Советы были разделены (как и партийные органы) по производственному признаку на
промышленные и сельские (Советы районов, краевые, областные Советы).
В ноябре
1964 г. были вновь объединены промышленные и сельские партийные организации и
вслед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых стали действовать
вновь объединенные Советы. В течение 1968—1971 гг. Президиум Верховного Совета
СССР принял ряд указов, расширивших права городских, районных, сельских и
поселковых Советов. Все принимаемые акты исходили из представления о Советах
как об органах, обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей
территории.
В ноябре
1978 г. принят Указ Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях
районных Советов народных депутатов», а также аналогичные акты о правах и
обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских Советов. В
июне 1980 г. — Закон о полномочиях краевых, областных, окружных и областных
(автономных) Советов. В 1981 г. были расширены права местных Советов в сфере
хозяйственного строительства. Активную работу в этом направлении вели разного
рода объединения, создаваемые при Советах, — депутатские группы, внештатные
отделы. Однако основная роль отводилась по-прежнему депутатским комиссиям
Советов.
Их число
значительно возросло, а их права в октябре 1967 г. были закреплены специальным
законом. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета Национальностей Верховного
Совета СССР образовывались по различным направлениям: государственного,
хозяйственного, культурного строительства. Комиссии наделялись правом
контролировать деятельность центральных и местных органов управления, иных
общесоюзных и местных организаций и учреждений. На заседаниях постоянных
комиссий Верховного Совета заслушивались отчеты министерств и комитетов. Работу
комиссий координировал Президиум Верховного Совета СССР, работали комиссии в
тесном контакте с партийными и общественными организациями. Аналогичным образом
строилась работа постоянных комиссий союзно-республиканских Верховных Советов.
В 1957 г.
была реорганизована система управления промышленностью и строительством:
создана система совнархозов. Территориальный принцип управления позволял
кооперировать производство в пределах экономических районов. Параллельно
складывалась сеть отраслевых государственных комитетов, призванных осуществлять
единую техническую политику. Однако гармоничного сочетания территориального и
отраслевого принципов в хозяйственном управлении не произошло. С 1962 г. в
области капитального строительства восстанавливались центральные органы
отраслевого управления (Госстрой СССР).
В октябре
1965 г. принимается Закон о реорганизации системы органов управления
промышленностью, для чего создавался ряд общесоюзных и союзно-республиканских
министерств, многие комитеты были также преобразованы в министерства. Вновь
министерства стали основной формой отраслевого управления. ВСНХ Совета Министров
СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ ССС Р (образован в январе 1963 г.),
координировавшие работу совнархозов и отраслевых органов управления,
упразднялись, так же как и совнархозы союзных республик и экономических
районов. Сохранялись некоторые госкомитеты межотраслевого управления (Госстрой,
Госснаб и др.).
В январе
1963 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении
роли государственных комитетов», организованных при Госплане и возглавлявших
отдельные отрасли промышленности. Систему возглавлял Государственный комитет
Совета Министров СССР.
Другим
постановлением общегосударственное планирование народного хозяйства
сосредоточивалось в Государственном плановом комитете Совета Министров СССР,
Госплан координировал планы союзных республик. При этом он преобразовывался из
общесоюзного в союзно-республиканский орган. (В 1963 г. Госплан был подчинен
ВСНХ СМ СССР.) Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О
совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования
промышленного производства», заложившее основу экономической реформы,
определяло пятилетний план в качестве главного инструмента экономической
политики. При этом делалась попытка сочетать плановые начала с принципами
хозяйственной автономии предприятий, ослаблением регламентации их хозяйственной
деятельности, введением ценовых и кредитных рычагов.
Была сделана
попытка привлечь к управлению производством сами трудовые коллективы. Однако
законодательно расширение их роли в непосредственном управлении предприятиями
будет закреплено лишь в 1983 г. специальным законом, в соответствии с которым
трудовые коллективы смогут выступать самостоятельными субъектами
хозяйствования, наряду с профсоюзными организациями предприятий и учреждений. В
1960—1961 гг. часть функций Министерства сельского хозяйства СССР была передана
другим органам: для закупок сельхозпродукции создавались районные и межрайонные
инспекции по закупкам, республиканские сельхозорганы устранялись от
оперативного контроля за работой колхозов, упразднялись земельные отделы
райисполкомов.
Центр
ослабил контроль за сельскохозяйственным производством. В марте 1962 г.
предпринята попытка исправить положение: было принято постановление
правительства, по которому создавалась (в областях, краях, республиках) сеть
территориальных управлений по руководству сельскохозяйственным производством,
включая заготовки. Органами управления сельским хозяйством в областях, краях,
республиках стали комитеты по сельскому хозяйству, возглавляемые партийными
секретарями соответствующих территориальных единиц. В марте 1965 г. принято
новое постановление правительства, которым на Минсельхоз возлагались важные
плановые, организационные и контрольные функции. Производственные
территориальные (колхозно-совхозные) управления преобразовывались в районные
производственные. БЫЛ воссоздан центр управления аграрным сектором.
Для
соблюдения принципа «коллегиальности управления» в ноябре 1969 г. создается
Союзный Совет колхозов; Советы создавались также в республиках, краях, областях
и районах. На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система
правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о
Верховном суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об
адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в
Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик.
Верховный
суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачи входили
надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача
разъяснений по применению законодательства (разъяснения Пленума Верховного суда
были обязательны для всех организаций и должностных лиц). Закон о прокуратуре
расширял сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные
и распорядительные органы местных Советов. Кроме коллегий, в прокуратурах
союзных республик и прокуратуре СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г.
стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур
автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей. В состав
коллегий входили руководящие работники прокуратур, состав утверждался
прокурором вышестоящей инстанции.
Этой мерой
предполагалось развить принцип коллегиальности в правоохранительных органах.
Деятельность арбитражных органов регламентировалась Законом об арбитраже,
Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при
Совете Министров ССС Р (аналогичные положения были приняты в союзных
республиках). Кроме этих высших органов в систему арбитражных судов входили
арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и
округа. На основании Закона об адвокатуре и республиканских положений об
адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на
добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. К функциям
адвоката были отнесены: защита обвиняемого; представительство интересов
потерпевшего, истца, ответчика; участие в рассмотрении дел в суде и на
предварительном следствии; оказание юридической помощи гражданам и организациям
в виде консультаций. 61. Изменения в государственном аппарате 755
Еще в 1973
г. был принят закон о государственном нотариате, предусматривавший совершение
всех нотариальных действий только государственными нотариусами, а при их
отсутствии — исполкомами местных Советов. В 1960 г. упразднено МВД СССР, а его
функции переданы МВД союзных республик, в 1962 г. переименованным в
министерства охраны общественного порядка. Для координации их работы в 1966 г.
было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка
СССР. В ноябре 1968 г. оно вновь переименовано в Министерство внутренних дел
СССР (МВД СССР). Соответственно переименовывались министерства союзных и
автономных республик и управления краевых (областных) исполкомов. В 1962 г.
утверждено новое Положение о советской милиции, в ноябре 1968 г. —
постановление правительства «О мерах по дальнейшему укреплению советской
милиции», в июне 1973 г. — Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных
обязанностях и правах советской милиции». В Указе подчеркивалась необходимость
вести широкую профилактическую работу по предупреждению преступлений,
устанавливать связи с общественностью; милиция осуществляла действия по
дознанию, розыскные и следственные действия по поручениям и под контролем
прокуратуры.
В 1962 г.
была сформирована конституционная комиссия, призванная выработать проект нового
Основного Закона для общества развитого социализма. Идея скорого перехода к
коммунистическому обществу к концу 60-х гг. постепенно растворилась в новых
формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться такие моменты, как
укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными
делами, возрастание роли общественных организаций, укрепление сплоченности
граждан и рост общественного самоуправления.
1.
Конституция
подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей Конституциями (1918,
1924, 1936 гг.). Констатировалось построение «развитого социалистического
общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось
на построение «бесклассового коммунистического общества», базирующегося на
общественном самоуправлении.
2.
Основой
экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства
производства, основой политической системы — Советы.
3.
В
Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль коммунистической
партии (ст. 6). В тексте появились новые разделы: о политической системе
общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного
депутата, вводная часть (преамбула).
1.
Конституция
состояла из девяти разделов: I. Основы общественного строя и политики; II.
Государство и личность; III. Национально-государственное устройство; IV. Советы
народных депутатов и порядок их избрания; V. Высшие органы власти и управления;
VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных
республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII. Герб, флаг,
гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения.
2.
Конституция
закрепляла новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и
референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных
лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий
государственных и общественных организаций и т. д. Впервые были закреплены
права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу
творчества.
3.
В
законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. За каждой
союзной республикой Конституция закрепляла право выхода из состава СССР, а
также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.
Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности,
декларируя уважение и охрану ее прав и свобод
Составляющие
федерацию союзные республики характеризовались в Основном законе как советские
и социалистические. Независимо от своих размеров все республики СССР
провозглашались равноправными, суверенитет Союза сочетался с суверенитетом
союзных республик. В специальной главе Конституции определялся правовой статус
союзных республик, оговаривались их политические и экономические права.
Наиболее важные функции (обороны, внешних сношений и т.п.) по-прежнему
оставались в компетенции Союза. Характерно, что в Конституции не подчеркивался
национальный характер составляющих Союз отдельных республик. Определенные
тенденции к централизации и преодолению национальных различий выразились в
сформулированном государствоведами понятии «советский народ — новая
историческая общность».
Комментариев нет:
Отправить комментарий